Сколько студентов получает работу в IT

Как не потратить деньги и время на бесполезное IT-обучение?
✓ Узнай, сколько студентов курса
| получает работу в IT
студентов среднестатистического курса по тестированию получает IT-работу
На лендингах многих IT-курсов можно увидеть "трудоустраивается в IT более 90%!".
К сожалению, эти заявления всегда далеки от правды.

Откуда статистика?

Давай посмотрим на реальную статистику трудоустройств.
Для этого потребуется заглянуть поглубже лендингов.

Большинство курсов по тестированию не публикуют детализированные данные статистики по трудоустройству. А только сообщают, что "у нас трудоустраивается такое-то количество студентов". Проверить эту информацию невозможно.

Но некоторые сведения можно все-таки найти:
Исследование «Высшей школы экономики» (НИУ ВШЭ) трудоустройств после курса Яндекс.Практикум
На данном курсе процент трудоустройства от всех изначально поступивших на специальность "Инженер по тестированию" студентов, по результатам исследования, составил 16% [разбор отчета].
Неподтвержденная информация от других школ
Школа QA Studio сообщает, что из всех поступивших доходит до выпуска 74% студентов.
А из этих 74% дошедших до выпуска трудоустраивается 38% студентов.
Таким образом, заявляется, что из всех поступивших работу в IT получает 74%*38%=28%.
Масштабное исследование 10+ курсов по тестированию, длившееся более года
Процент трудоустройства от всех изначально поступивших студентов после обучения на многих коммерческих QA-курсах, согласно исследования, составил менее 10%.

Почему так мало?

  • Даже после обучения в вузе трудоустраивается только 36% от всех изначально поступивших
    Если ты получал высшее образование, то вряд ли больше половины твоих однокашников сейчас работает по специальности. А ведь многие из них серьезно готовились к обучению на бюджете или заплатили за пять лет обучения многие тысячи долларов.

    Если посмотреть на американский рынок образования, то там до выпуска доходит 62.2% студентов.
    А из числа выпустившихся находят работу на полный рабочий день 57.2%.
    То есть усредненно из числа всех поступивших студентов полноценную работу в результате получает 62.2%*57.2% = 36%.

    Может ли обучение на среднем онлайн-курсе показывать лучшие результаты? Навряд ли.
  • Профессия тестировщика подходит не каждому
    Точно так же, как не каждый может стать врачом, химиком, балериной или пилотом самолета. Но курсы обещают, что "тестирование — это легко" и каждый, кто заплатит, сможет стать тестировщиком.

    Отсутствие входных вступительных экзаменов на онлайн-курсы создает обманчивое ощущение легкости обучения IT-специальности.
  • Неэффективное обучение
    Работодателям не нужны "зрители", им нужны "умеющие". Но большая часть обучения на онлайн-курсах - это лекции. После них ты можешь получить знания, но не так нужные работодателю практические навыки.

    Именно поэтому после онлайн-лекций и вебинаров, где ты просто пассивно сидишь и слушаешь, так сложно найти работу.
Откуда тогда берется "трудоустраивается в IT более 90%"?

Или это просто реклама.
Или хитрые подсчеты статистики курсами. Самый частый прием - когда процент трудоустроенных курс считается не от числа всех изначально поступивших на обучение, а только от числа выпустившихся.

Процент трудоустройства далее указан с учетом ВСЕХ изначально поступивших на обучение студентов. А не только выпустившихся.

студентов профессионального обучения тестированию в Mentorpiece получило IT-работу в 2024 году
Смотри | списки
всех поступивших студентов
и конечный результат обучения для каждого:
в какой IT-компании он/она теперь работает
Ты можешь напрямую связаться с учившимся в любой учебной группе и лично убедиться в рекордном уровне трудоустройств.

Трудоустройство в 2023 году:

группа 2022.6 ENG
трудоустроено в IT 47%
от всех зачисленных на обучение
Зачислено 15 студентов.
Трудоустроено 7 студентов.
2022.6 ENG: Видеоинтервью про работу в IT
группа 2023.1 ENG
трудоустроено в IT 46%
от всех зачисленных на обучение
Зачислено 13 студентов.

(1 студент (Павел Е.) решением ученого совета по причине особых обстоятельств перезачислен в следующую группу)

Трудоустроено 6 студентов.

2023.1 ENG: Видеоинтервью про работу в IT

Трудоустройство в 2024 году:

трудоустроено в IT 78%
от всех зачисленных на обучение
(и 100% от дошедших до выпуска)
Зачислено 9 студентов.
Трудоустроено 7 студентов.
2023.2 ENG: Видеоинтервью про работу в IT
трудоустроено в IT 67%
от всех зачисленных на обучение
(и 100% от дошедших до выпуска)
Зачислено 9 студентов.

(1 студентка (Алена С.) решением ученого совета по причине особых обстоятельств перезачислена в следующую группу)

Трудоустроено 6 студентов.

2023.3 RUS: Видеоинтервью про работу в IT
трудоустроено в IT 67%
от всех зачисленных на обучение
Зачислено 6 студентов.

(1 студентка (Жибек М.) уже работала в IT и в трудоустройстве не учитывается)

Трудоустроено 4 студента.

2023.4 ENG: Видеоинтервью про работу в IT
Группа 2023.5 SPEC: не набиралась
трудоустроено в IT 64%
от всех зачисленных на обучение
Зачислено 14 студентов.

(1 студентка (Екатерина К.) решением ученого совета по причине особых обстоятельств перезачислена в следующую группу)

Трудоустроено 9 студентов.

* студент получил оффер, но не смог пройти оформление в компании из-за отсутствия военного билета (старше 27 лет, ранее полученная справка от военкомата уже не действует)

2023.6 RUS: Видеоинтервью про работу в IT

Трудоустройство в 2025 году:

период трудоустройства до 07.2025
Зачислено 12 студентов.

(3 студента (Анна К., Оксана О., Владислав Б.) решением ученого совета по причине особых обстоятельств перезачислены в следующую группу)

Уже трудоустроено 8 студентов.

трудоустроено в IT 57%
от всех зачисленных на обучение
Зачислено 14 студентов.

(1 студентка (Елизавета С.) решением ученого совета по причине особых обстоятельств перезачислена в следующую группу)

Трудоустроено 8 студентов.

* студент получил оффер, но затем компания отозвала его; работаем со студентом над трудоустройством в другую компанию

2024.1 RUS: Видеоинтервью про работу в IT
период трудоустройства до 12.2025
Зачислено 10 студентов.

(3 студентки (Александра Р., Элина Н., Карина К.) решением ученого совета по причине особых обстоятельств перезачислены в следующую группу; 1 студентка (Наталья Е.) уже работала в IT и в трудоустройстве не учитывается)

2024.2 ENG: Видеоинтервью про работу в IT
период трудоустройства до 08.2025
Зачислено 15 студентов.

(1 студентка (Карина С.) решением ученого совета по причине особых обстоятельств перезачислена в следующую группу

Юлия К. не завершила обучение, вместо неё в группу была зачислена Александра Р.)

Уже трудоустроено 10 студентов.

* студент получил оффер, но не смог пройти оформление в компании из-за отсутствия военного билета (старше 27 лет, ранее полученная справка от военкомата уже не действует)

2024.3 RUS: Видеоинтервью про работу в IT
1. В списке студентов группы указаны все зачисленные на обучение студенты, пришедшие хотя бы на 1 занятие группы.
2. Процент трудоустройства указан с учетом всех изначально зачисленных на обучение студентов (посетивших хотя бы одно занятие), а не только выпустившихся - как зачастую считают коммерческие курсы.
3. Уже работавшие в IT на момент поступления НЕ учитываются в числе зачисленных в группу и в числе трудоустроенных.

Трудоустройством считается:
- Принятие выпускником оффера на оплачиваемую работу по специальности QA-инженер.
- Получение оффера на смежную IT-специальность, требующую не меньшей квалификации (аналитик, менеджер проекта, специалист по IT-безопасности).

Трудоустройством НЕ считается:
- Неоплачиваемая стажировка.
- Получение оффера на IT-специальность, требующую меньшей IT-квалификации (техподдержка, anykey).
- Если после окончания Mentorpiece выпускник проходил обучение тестированию на каком-то другом платном курсе по тестированию и только после этого получил работу.

4. Максимальный расчетный период трудоустройства - 6 месяцев с момента сдачи выпускного индивидуального экзамена-собеседования для русскоязычных курсов и 12 месяцев для англоязычных (требуется дополнительное время на легализацию, релокацию и адаптацию).
5. Перезачисленные в следующую группу (перевод по особым обстоятельствам с разрешения ученого совета) учитываются в статистике трудоустройств следующей учебной группы.
6. Статус "окончил(а) курс" присваивается в момент сдачи выпускного индивидуального экзамена-собеседования, но студент может перейти и сразу в статус "ТЕПЕРЬ РАБОТАЕТ В IT". Например, если принял решение не участвовать в интернатуре и не получать сертификат, а сразу начать поиски работы.
7. Частично обезличенные персональные данные указаны на основе договора оферты и политики обработки персональных данных.
8. В качестве бизнес-профиля используется LinkedIn*, так как это единственная социальная сеть, которая позволяет не просто указать место работы, но и отображает в профиле компании всех сотрудников (позволяет бороться с "самоустраивающимися" самозванцами). Также для аудита факта трудоустройства могут использоваться:
• отправка email с личной корпоративной почты (вида name@company.com);
• корпоративные групповые фото;
• подтверждение от другого лица, работающего в данной компании;
• и т.д.
* Информация для пользователей из РФ: деловая социальная сеть LinkedIn запрещена на территории РФ.
Результаты образовательного аудита на соответствие требованиям профессионального IT-образования Manifestus.Pro
Согласно данным аудита Mentorpiece попал в группу A - трудоустраивается от 35% поступивших студентов. Информация на сайте Manifestus.Pro.
Если коротко, то:
Студенты поступают на курс не как везде.
Студенты учатся не как везде.

И после выпуска делают не то,

что выпускники коммерческих курсов.

Наша цель следующая:

90%
Поступивших студентов успешно выпускается
90%
Выпустившихся трудоустраивается в IT
Таким образом мы планируем достичь результата: "90%*90% = 81% от изначально поступивших на курс студентов получают работу QA-инженером".

Для этого необходимо:
• еще точнее проводить IT-профориентацию, предлагая обучение только тем студентам, кому точно подходит тестирование;
• продолжать улучшать учебную программу (над этим мы работаем каждый день);
• оказывать максимальную поддержку каждому студенту.

Но кроме этого, есть обстоятельства, на которые мы не можем влиять, хотя и стараемся оказывать максимальную поддержку студентам.
Какие форс-мажоры помешали студентам из вышеуказанных групп закончить обучение или трудоустроиться:
• Повышение на текущей работе, от которого студент не смог отказаться
• Тяжелое заболевание в семье, потребовавшее помогать родственникам
• Госпитализация
• Беременность
• Затянувшееся получение разрешительных документов при релокации
• Другие причины, резко уменьшившие доступное для учебы время
(подробнее см. Оранжевый учебник, глава "Как не стрессовать и не сойти с дистанции").

Таким образом, достижение цели "81%" требует значительных усилий и с нашей стороны, и со стороны студентов, а также отсутствия форс-мажоров.
Но мы уверены, что в результате и эта амбициозная цель будет достигнута!